Пол:
Группа: Свои
Сообщений: 840
Репутация: 258
Замечания: 0%
Статус: Отсутствую
| О́боротень — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот. Известные разновидности оборотней Ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. *Волколак или волкодлак — ликантроп в славянской мифологии. *Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии. *Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии. *Мардагайл — ликантроп в армянской мифологии Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии. Тануки — енотовидная собака или барсук. Аниото — люди-леопарды. Ругару — человек с волчьей головой или «гибрид» человека с собакой, свиньей, коровой или даже цыпленком (обычно белым). Шелки — люди-тюлени в кельтской мифологии.
В мифологии Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.
В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.
Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявлением тёмных сил — вампирами. Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.
Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, которые родились под определенной планетой либо подвержены родовому проклятию. Также врождённые появлялись, по верованиям, в случае если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое убил волк.
Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.
Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями намеренно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья). Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становиться оборотнями в любое время суток.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.
Основной причиной, по которой обычный человек (не колдун) может стать оборотнем, считается укус или рана, причинённая другим оборотнем (подобное правило действует и для вампиров). После чего укушенному человеку ничего не остаётся, как в ближайшее полнолуние обратиться в зверя. Утром к нему вернётся человеческий облик, на следующую ночь всё снова повторится, и так далее. Либо, как вариант (см. выше), он отправится на постоянное местожительство в лес.
Изначально считалось, что убить оборотня можно, нанеся ему смертельную рану, например поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесённые оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.
В современной традиции, убить оборотня можно, как и многую другую нечисть, серебряной пулей или серебряным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.
Стать из оборотня снова нормальным человеком можно также нескольким путями: опять же с помощью колдовства, или волшебника, или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый известный путь — убийство того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращённые им люди снова становятся нормальными.
Оборотни с научной точки зрения Около 1 % всех обнаруженных рисунков «каменного века» представляют собой изображения гибридов животных и людей. У изображённых существ встречены звериные черты бизона, оленя, лошади, кошки, летучей мыши, кенгуру, облик птицы, ящерицы, рыбы. Самая древняя статуэтка подобного существа — человека с головой кошки была найдена в Германии и датируется 32 тысячами лет назад.
Изображения полулюдей-полуживотных, вероятно, символически подчёркивали реальные или желаемые качества или способности человека. Также могли обозначать важные перемены в социальном статусе древнего человека, например, обряд инициации. Предполагается связь этих химер с миром духов предков, первобытный анимизм.
Мифический образ оборотня мог возникнуть благодаря физиологическим нарушениям в человеческой природе. Задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру — волком. Другое генетическое отклонение, «врождённый гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Первое задокументированное описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой из Университета Гвадалахары, под руководством Хосе Мария Канту. Исторически, рождённые с этим отклонением порой брались на работу в цирк, где выступали для развлечения публики в качестве «оборотней» или «человекообезьян»
В литературе
Первое упоминание волка-оборотня в литературном произведении — в «Сатириконе» Петрония.
Одним из ранних литературных произведений, посвящённых оборотням, можно назвать «Хуго, вервольф» Сазерленда Мензиса, которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейнольдса. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений. Одним из заметных литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман «Парижский оборотень».
В «Гарри Поттере» Джоан Роулинг также появляются оборотни, превращающиеся в волков в дни полнолуния. Во время обращения оборотни теряют разум и не помнят о своем человеческом воплощении. Другой вид оборотней, представленный в романах — анимаги — могут превращаться в зверей по собственному желанию.
В серии книг Ивана Кононенко «Жизнь оборотня» оборотни вообще стоят на переднем плане и являются основой сюжета. Главный герой вследствие причудливо сложившихся событий становится одним из них, и прямое к этому отношение имеет обретённая с тех пор его новая подруга. Во всех частях книги встречаются всевозможные оборотни: волки, кошки, лисицы, собаки, крысы и многие другие.
В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) волк и лиса оборотни выступают главными персонажами. В свойственной ему постмодернистской философствующей манере автор описывает мироздание с точки зрения оборотня, неожиданное объяснение находят и происходящие в России начала XXI века общественные явления.
В романе Андрея Демченко «Год оборотня» (издательство АСТ"") предлагается новая трактовка феномена превращения человека в зверя. Герой романа не превращается в волка в физическом смысле, но с помощью сильного гипнотического воздействия заставляет людей видеть в себе зверя.
Оборотни являются одними из героев книги Андрея Белянина «Моя жена — ведьма» и её продолжения «Сестрёнка из преисподней».
В сказке братьев Комаровых «Колдовская мельница» события разворачиваются вокруг лечения одного из персонажей, случайно подцепившего весьма своеобразный «петушиный оборотнизм».
В вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», оборотни появляются только во второй части «Новолуние», хотя некоторые намеки были еще в первой части.
В цикле «Дозоры» Сергея Лукьяненко оборотни — Тёмные Иные низшей касты, «пушечное мясо» в Дневном Дозоре. Светлые Иные, склонные к оборотничеству, именуются перевёртышами.
В повестях Ольги Громыко «Верные враги» и «Капкан для некроманта» главная героиня — женщина-оборотень.
В романах Лорел Гамильтон серии «Анита Блейк» оборотни являются одними из главных персонажей.
В цикле книг Юрия Никитина «Трое из леса» один из главных героев — Мрак, является оборотнем, как и многие мужчины его родного племени невров. Хотя Мрак прибегает к использованию своего дара не так уж часто, предпочитая путешествовать и сражаться с врагами в человеческом облике.
В кино
Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней.
Фильмы, в которых фигурируют оборотни А «Американский оборотень в Лондоне» — 1981 год «Американский оборотень в Париже» — 1997 год «Ангел (телесериал)» — 1999—2004 год «Аризонский оборотень» — 1996 год Б «Быть человеком (сериал, Британия)» — 2008-… год «Быть человеком (сериал, США)» — 2011-… год В «В компании волков» — 1984 год «Ван Хельсинг» — 2004 год «Вой» — 1981 года «Вой 2» — 1984 год «Вой 3» — 1987 год «Вой 4» — 1988 год «Вой 5: Возрождение» — 1989 год «Вой 6: Уродцы» — 1991 год «Волк» — 1994 года «Волки-оборотни» — 2007 год «Волчица» — 1983 год «Волчонок» — 1985 год «Волчонок (телесериал)» — 2011 год «Волчонок 2» — 1987 год «Возвращение волчицы» — 1989 год «Возвращение оборотня» — 1981 год Г «Гайвер (фильм/мультфильм)» — 1986—2005 год «Гарри Поттер и узник Азкабана» — 2004 год «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» — 2009 год Д «Другой мир» — 2003 год «Другой мир 2: Эволюция» — 2006 год «Другой мир: Восстание ликанов» — 2009 год «Другой мир: Пробуждение» — 2012 год «Дневники вампира (телесериал)» — 2009—2012 год Ж «Женщина-волк из Лондона» — 1946 год З «Зловещая луна» «Затмение» — 2010 год К «Кровь и шоколад» — 2007 год «Клык и коготь» — эпизод телесериала «Доктор Кто» — 2006 год «Красная шапочка» — 2011 год Л «Ликан — пёс тьмы» «Логово змея» — 1995 год «Лондонский оборотень» — 1935 год «Лунатики» — 1992 год «Люди-кошки» — 1942 год «Люди-кошки» — 1982 год «Люми» — 1991 год М «Мальчик-оборотень и волшебный автобус» — 2005 год «Медвежий поцелуй» — 2002 год «Музей восковых фигур» — 1988 год «Мальчик, который рассказывал об оборотне» — 2010 год Н «Новолуние» — 2009 год О «Оборотни» — 2005 год «Оборотень» — 2000 год «Оборотень» — 2003 год «Охота на оборотня (Ромасанта)» — 2004 год П «Поцелуй оборотня» — 2009 год «Проклятие оборотня» — 1961 год «Псы-воины» — 2002 год Р «Рассвет» — 2011 год «Рождение оборотня» — 2004 год С «Сумерки» «Сердце» — семнадцатый эпизод второго сезона телесериала «Сверхъестественное» «Серебряная пуля» — 1985 год «Сестра оборотня» Т «Томми-Оборотень (сериал)» — 1999 год Ч «Человек-волк» — 1941 год «Человек-волк» — 2010 год Э «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» — 1948 год ЭХ, смотреть не пересмотреть
В музыке «Werewolf» — альбом группы «Esthetic Education», вышедший в 2007 году, а также заглавная песня пластинки. «Зверь» — песня группы «Ария» из альбома 1995 года «Ночь короче дня». «Закон мести» — Песня группы «Лобо». «Of wolf and man» — песня группы «Metallica» из альбома 1991 года «Metallica». «Оборотень» — песня группы «Сектор газа» из альбома 1993 г. «Нажми на газ». «Zeit Der Woelfe» — альбом группы «Illuminate» 2008 г. «Werewolf» — песня группы «CocoRosie». «Werewolf» — песня группы «Cat Power». «Оборотень» — песня группы «Мельница» «Орландина» — «АукцЫон». Shakira — «SheWolf» Rage — «Full Moon» Крюгер — «Оборотни» Garou «Король и шут» — «Охотник» и «Медведь» «Sonata Arctica» — «Fullmoon» «Агата Кристи» — «Вервольф» Wednesday 13 — American Werewolf in London песня группы «Волколак» — «Гибель Волколаков», «Волчья прощальная» НаВэ — «Оборотень» «Вандал» — «Волк-оборотень». «Неприкасаемые» — «Оборотень с гитарой», альбом «Третья чаша» 2005 года; эта песня написана и исполнена совместно с Сергеем Шнуровым. «Вервольф» — песня группы «Агата Кристи», альбом «Чудеса» 1998 года. «Du riechst so gut» («Ты так хорошо пахнешь») — песня группы «Rammstein». «Оборотень» — песня Ольги Арефьевой. «Werewolf Heart» — песня Dead Man’s Bones. Вадим Самойлов (Агата Кристи) и группа Пикник — «Оборотень». «Оборотень» — песня Виктора Третьякова. «Князь-оборотень» — Пелагея. «Вервольф» — КняZz (Сольный проект Андрея Князева) 2011год. «Взошла Луна» — «Эпидемия», альбом «Дорога Домой» (2010) «Curse of the Werewolf» — группа Timeless Miracle, альбом «Into The Enchanted Chamber» «Moonlight Equilibrium» — группа The Black Dahlia Murder, альбом «Ritual» Margenta — «Саксонский корпус» Moonspell — песни «Wolfheart» и «Full Moon Madness» Type O Negative — песня «Wolf Moon»
Я хочу верить!
|