Название: Величайшая ложь Доктора Автор: Elenna Рейтинг: РG +13 Жанр: статья-анализ Размер: Mini Предупреждение: размышления по поводу эпизода "Давайте убьем Луну"
«Доктор всегда лжет», – этот постулат давно уже стал такой же неотъемлемой частью образа, как шарф Четвертого Доктора или бабочка Одиннадцатого. Но поистине – еще никогда наш дорогой и уважаемый Доктор не поднимался на этом поприще до таких высот, как в эпизоде «Давайте убьем Луну».
Начать разбор этого дела – несомненно, весьма темного – следовало бы с биологической его стороны. Законы сохранения действуют и на биологическом уровне организации материи: чтобы масса увеличивалась, вещество должно откуда-то поступать. У плацентарных животных плод после формирования плаценты растет за счет питательных веществ, поступающих из материнского организма, который – в свою очередь – получает их из внешней среды.
У яйцекладущих же яйцо остается относительно замкнутой системой, у которой все сообщение с внешней средой сводится к насыщению кислородом и выделением углекислого газа – больше ничего скорлупа не пропускает. Единственный источник питательных веществ для эмбриона в яйце – это дейтоплазма, которую в быту называют желтком. Эмбрион растет – этот запас расходуется, поэтому ни у одного животного масса яйца от откладывания его самкой до вылупления детеныша не увеличивается. Остается только догадываться, откуда берет вещество это загадочное существо (может быть, через межпространственный туннель из какой-нибудь черной дыры?) – и как-то не очень порядочно со стороны Доктора не поделиться своими соображениями на этот счет.
Впрочем, оставим биологию – в конце концов, эта ученая дама и сама могла бы об этом задуматься – и переходим к физике. И вот тут начинается самое интересное.
Как известно, гравитация определяется массой тела. И если уж плод в Луне-яйце вырос настолько, что его масса вызвала повышенную сейсмическую активность на Земле, то планируемый «аборт космического масштаба» не дал бы решительно ничего: смерть заключенного в яйце плода не изменила бы его массу, нераскрывшееся яйцо с мертвым плодом по-прежнему вращалось бы вокруг Земли, провоцируя землетрясения и грандиозные извержения вулканов. Пожалуй, еще имело бы смысл каким-то образом изменить орбиту Луны, убрав ее подальше от Земли… впрочем, что будет с Землей без Луны – тема для отдельного разговора, и говоря коротко – ничего хорошего.
С этой точки зрения планируемое «убийство Луны» означало бы для землян не «спасение ценой злодейства», а смертный приговор без вариантов, в то время как естественное развитие событий (дождаться вылупления детеныша) давало хоть какой-то проблеск надежды. Удивительно, что никто об этом не подумал (для этого даже ученым не нужно быть – достаточно знать школьный курс физики) – ну ладно, спишем это на то психологическое состояние, в котором пребывали земляне (отчаяние всегда туманит разум) – но Доктор…
Доктор затевает игру, в которой ставка – жизнь человечества вместе со всеми живыми существами на Земле. В сущности, эта моральная дилемма – погибнуть или выжить ценой убийства – возникает с его подачи, он не спешит объяснить землянам, что в действительности дело обстоит с точностью до наоборот. Игра предполагает не только «приз» в виде выживания в случае правильного выбора, но и суровейшую кару в случае ошибки – и для Доктора происходящее остается в рамках спортивного интереса: правильно выберут – неправильно, выживут – не выживут.
Справедливости ради следует заметить, что такое поведение Героя полностью соответствует англосаксонской эпической традиции. Вспомним Беовульфа, который решает сражаться с Гренделем голыми руками, поскольку у того тоже оружия нет – проблемы Хродгара и его людей отступают на второй план перед таким вот «спортивным интересом». Впрочем, Беовульф хотя бы сам рискует жизнью в поединке с Гренделем – Доктор же играет жизнями миллиардов людей, как игрушками, без всякого риска для себя. Неудивительно, что из всех государств Доктору более всего импонирует Англия – родство с англосаксонским менталитетом очевидно.
|